Про молодцов и умниц

Про молодцов и умниц

что говорит психология об эффективной похвале

 

Похвалу, как и пенициллин, нельзя раздавать бездумно. 

Существуют правила и меры предосторожности, 

которые регулируют назначение мощных лекарств. 

Эти правила касаются времени и дозы, а также возможных 

аллергических реакций. Такие же предписания существуют 

относительно эмоциональных лекарств. 

Хайм Джайнотт

 

Каких-то 20 лет назад к похвале относились крайне осторожно и старались лишний раз детей не хвалить. Сейчас мы часто можем видеть противоположную тенденцию: детей хвалят много и активно. «Молодец!» — становится первой реакцией, которую мы выдаем в ответ на любые поступки ребенка. Но так ли безобидна похвала? Может ли похвалы оказаться слишком много? Что нам по этому поводу говорит современная психология? Я бы хотела сделать обзор некоторых известных зарубежных подходов к технологии похвалы. 

            КАКАЯ САМООЦЕНКА АДЕКВАТНА?  Похвала связана с двумя психологическими феноменами — самооценкой и мотивацией. Давайте рассмотрим подробнее, какая самооценка необходима ребенку для успешного развития. Прежде всего важно, чтобы самооценка была положительной, то есть ребенку необходимо чувствовать себя хорошим и успешным. Очень часто нам кажется, что для мотивации необходимо указывать ребенку на его недостатки, чтобы он стремился их исправлять. Но подобная тактика часто приводит к прямо противоположному результату: у ученика вообще пропадает мотивация. И правда: зачем что-то делать, если я все равно ни на что не гожусь? Конечно, болезненно завышенная самооценка, стремление во всем быть первым и лучшим тоже становится для ребенка психологической проблемой. 

Необходимо, чтобы самооценка была устойчивой, не зависящей от успешности конкретного действия. При устойчивой самооценке ребенок чувствует себя хорошим, даже если у него что-то не получается. Все мы можем вспомнить детей, порой вполне способных, которые очень болезненно воспринимают любую неудачу. В основе такого поведения, как правило, не столько низкая самооценка, сколько именно неустойчивая: если я не справляюсь, значит, я плохой. В психологии можно встретить термин «адекватная самооценка». Так вот положительная и устойчивая — это именно адекватная.             Какие же факторы оказывают влияние на формирование именно такой — положительной и устойчивой — самооценки? Огромное влияние на самооценку оказывает успешность деятельности, в нашем случае — учебной. Причем для позитивной самооценки совершенно необязательно все время успевать на отлично! Американский психолог Джейн Нельсен пишет: «Самооценка не приобретается и не дается ребенку, она развивается посредством ощущения способности и уверенности, которые возникают в результате решения задач, преодоления сложностей и наличия возможностей учиться на собственных ошибках». Кроме того, устойчивая самооценка всегда опирается на способность оценить результаты своего труда самостоятельно. Если ребенок смотрит только на оценку учителя, ни о какой устойчивости самооценки речи быть не может. Внешняя отметка, будь то «пятерка» за контрольную или сказанное учителем «молодец!», не дает ребенку главного — понимания того, что же в его работе хорошо, а значит — поддерживает в нем зависимость от оценки. Если же ученик владеет критериями для анализа своей работы, может сам ее оценить, ему гораздо проще справиться с любыми неудачами.

ПОХВАЛА ОЦЕНОЧНАЯ…  К вопросу похвалы обращался в своих работах известный американский психолог Хайм Джайнотт, он обнаружил, что не все виды похвалы одинаково эффективны, и выделил два её вида: оценочную и описательную. Самый яркий пример оценочной похвалы — хорошо знакомый нам «молодец!». Излишнее количество оценочной похвалы может вызывать тревогу: что если я не смогу соответствовать всем этим прекрасным качествам? А. Фабер и Э. Мазлиш, последовательницы и ученицы Джайнотта, пишут: «Дети чувствуют себя очень некомфортно, когда их оценивают посредством похвалы. Они отталкивают ее. Иногда они преднамеренно ведут себя плохо, чтобы доказать, что вы ошибаетесь». Оценочная похвала формирует у ребенка зависимость от реакции взрослого. Возможно, вы замечали: часто наиболее болезненно переживают неудачи именно те дети, которых много хвалят, причем именно оценочно. Такие дети отказываются играть, если нет гарантии выигрыша, расстраиваются, не получая отличной оценки. То есть оценочная похвала приводит к формированию высокой, но крайне неустойчивой самооценки. Не случайно Джайнотт сравнивал таких детей с наркоманами: у них тоже появляется зависимость, и ребенок нуждается в постоянной «подпитке» похвалой. 

…И ОПИСАТЕЛЬНАЯ При использовании описательной похвалы взрослый комментирует усилия ребенка и полученные им результаты, демонстрируя признательность или благодарность за то, что сделано, и избегая упоминания личности и способностей ребенка. Не случайно второе наименование описательной похвалы можно перевести на русский как «выражающая признательность или благодарность». Описательная похвала очень конкретна и требует от взрослого внимания и наблюдательности к тому, что делает ребенок. Джайнотт писал: «Чтобы быть собой, нужно быть свободным от давления оценочной похвалы… Главное правило похвалы — описывать без оценки. Оставим ребенку возможность оценить себя самому». По мнению Джайнотта, эффективная, или описательная, похвала состоит из двух составляющих: слов взрослого и тех выводов, которые из них сделает ребенок. Вот как он сам об этом рассказывает: «Мой язык не оценочный. Я избегаю суждений о способностях и характере ребенка. Я совершенно освободился от слов типа «глупый», «неумеха», «плохой» и даже от таких, как «красивый», «хороший», «молодец». Вместо этого я использую слова, которые описывают события, сообщают то, что я вижу, сообщают то, что чувствую. Недавно маленькая девочка принесла мне свой рисунок и спросила: «Это хорошо?» Я посмотрел на рисунок и ответил: «Я вижу лиловый дом, красное солнце, полосатое небо и много цветов. У меня такое чувство, будто я за городом». Она улыбнулась и сказала: «Пойду нарисую еще!» Предположим, я ответил бы: «Прекрасно, ты великий художник!» Я могу гарантировать, что это был бы последний рисунок, который она сделала в этот день. Куда еще можно двигаться после слов «прекрасный» и «великий»? Я убежден: слова, которые оценивают, ограничивают развитие ребенка. Слова, которые описывают, делают его свободным». То есть именно описательная похвала способствует формированию позитивной и устойчивой самооценки. 

            ПОДБАДРИВАТЬ И ВДОХНОВЛЯТЬ В адлерианской психологии альтернатива похвале получила название encouragement. Наиболее точный перевод данного термина — «подбадривание» или «ободрение». «Ребенок нуждается в ободрении, как растение в воде», — писал Рудольф Дрейкурс. Во многих вопросах и Джайнотт, и психологи адлерианского направления совпадают. Адлерианцы тоже полагают, что похвала — это прямая положительная оценка, причем внешняя (дается со стороны) и делающая акцент на личности. Но есть и отдельные аспекты, о которых они пишут особо. Прежде всего, похвала дается с позиции «сверху». Как-то одна коллега, работающая в школе, поделилась таким наблюдением: «Я часто посещаю уроки, и мне всегда хочется сказать педагогу что-нибудь хорошее. И я заметила, что если я просто их хвалю, говорю что-то вроде «Отличный урок» или «Вы такая молодец», они реагируют отрицательно. Эта похвала явно не приносит ожидаемого результата». Одной из возможных причин такой реакции как раз и является неравноправность отношений, заложенных в похвале. Тот, кто хвалит, по умолчанию берет на себя роль «вышестоящего». Похвала явно или неявно подразумевает сравнение ребенка с другими и акцент на идеальном результате. Как-то на обучающем семинаре я попросила участников вспомнить примеры неудачной похвалы: когда их хвалили, но это было неприятно. Многие вспомнили ситуации, когда похвала сочеталась с критическими комментариями типа «Ты, конечно, молодец, но…». Такая похвала предполагает, что хорошо только то, что идеально. Можно вспомнить также родителей или педагогов, которые считают, что хвалить нужно только за выдающиеся достижения, — то есть опять же фокусируются на идеале. Однако для формирования позитивной самооценки важно фокусироваться на улучшении, на продвижении, а не на идеале. Приведем еще одно высказывание Джейн Нельсен: «Стремление к совершенству — это нереалистическое ожидание, и оно снижает мотивацию у тех, кто чувствует, что должен ему соответствовать… Признание улучшения подбадривает и вдохновляет детей стараться».

            АКЦЕНТ НА НАСТОЯЩЕМ Чем же ободрение отличается от похвалы? Ободрение предполагает позицию «наравне». Джейн Нельсен предлагает воспользоваться таким критерием различения похвалы и ободрения: сказали бы вы нечто подобное своему другу? Если заметен оттенок «свысока», значит, это похвала, а не поддержка. В отличие от похвалы, подчеркивающей идеальный результат, при ободрении в фокусе изменение (то есть приложенные ребенком усилия и динамика, которую мы наблюдаем). Итак, вместо того чтобы сказать: «Какая же ты умничка!» — мы скажем: «Я видела, что ты приложила все возможные усилия!» или же «Прошлый этюд мы учили две недели, а с этим ты справилась за пять дней». При использовании ободрения мы придерживаемся принципа: настоящее важнее, чем прошлое или будущее. Вспоминаю один яркий консультативный пример. Мама, которая обратилась к психологу по поводу трудностей с дочерью, получила рекомендацию чаще хвалить свою дочь. На следующей встрече она сказала, что попробовала, но, с ее точки зрения, ни к чему хорошему это не привело. «А что вы ей сказали?» — поинтересовался психолог. «Можешь, когда захочешь! Почему все время так не делаешь!» Ободрение предполагает, что мы не вспоминаем прошлого и не строим никаких планов, а просто комментируем то, что сегодня сделал ребенок. Акцент на настоящем также означает, что мы при этом не даем ребенку никаких советов, что и как надо сделать в следующий раз. То есть, обсуждая написанную им контрольную работу, достаточно сказать: «Ты действительно постарался, все задачи решены верно и оформлены правильно». И не нужно дополнять это комментариями типа: «В следующий раз еще постарайся без исправлений». 

            МЕТОД ЗЕЛЕНЫХ ЧЕРНИЛ Часто, давая ребенку обратную связь, мы фокусируемся на недостатках: «Если бы ты еще красиво оформил, совсем было бы хорошо». Ободрение предполагает акцент на том, что сделано верно. Рудольф Дрейкурс писал: «Мы всегда идем туда, куда показывает нос. Если нос указывает на ошибки, именно в эту сторону мы и движемся. Если же в центре нашего внимания то, что дети делают хорошо, если мы выражаем уверенность в их способностях и используем ободрение, то ошибки и недостатки погибают от недостатка питания». Еще Ш.А. Амонашвили руководствовался подобными идеями. Вот отрывок из его книги «Здравствуйте, дети!»: «Проверяя письменные работы детей, зелеными чернилами подчеркиваю и обвожу в них все, что мне нравится, что я считаю успехом. Условные зеленые знаки — это сигналы моего доброжелательного отношения к стараниям и успехам ребенка. Я заметил, что после каждой проверки письменных работ детей, если писал ручкой с зелеными чернилами, у меня поднимается настроение, извлекаю больше информации о том, чему они научились, на что они уже способны». Такой «метод зеленых чернил» очень точно отражает идеологию ободрения, и применять его можно далеко не только в учебной деятельности.

Таким образом, технология ободрения, как и описательная похвала, лежит в основе позитивной и устойчивой самооценки. 

 ПО ЗНАКОМОМУ ПУТИ Теперь давайте рассмотрим, какое значение имеет похвала для мотивации. Мотивация может быть внешняя и внутренняя. Внутренняя мотивация связана с содержанием деятельности, а внешняя, как понятно из названия, — с внешними условиями деятельности. Например, «учусь, потому что учиться интересно» — внутренняя мотивация; «учусь, чтобы не ругали» — внешняя. Предполагается, что похвала должна поддерживать у детей внутреннюю мотивацию. Однако результаты психологических исследований не так однозначны: ряд ученых доказывает, что похвала действительно повышает мотивацию, однако другие не менее убедительно утверждают прямо противоположное. Излишняя похвала препятствует развитию самостоятельности. Вот что пишет по этому поводу Томас Гордон: «Дети, которых часто хвалят, приучаются выбирать только то, что, как им кажется, понравится их родителям, и избегать остального. Хотя для некоторых родителей это покажется желательным, мы знаем, что такие дети… учатся подчиняться, а не творить и всегда следуют знакомому пути к похвале, вместо того чтобы пробовать что-то новое». 

            КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ Дженнифер Хендерлонг и Марк Леппер, проанализировав огромное количество исследований, посвященных похвале, выделили несколько ключевых факторов, определяющих, будет ли похвала поддерживать мотивацию или, напротив, снижать. Первый важный фактор — искренность. Если похвала воспринимается ребенком как честная, ее мотивирующая роль будет велика. Когда похвала слишком общая («Молодец!»), чрезмерная («Ты такой талантливый!»), дети часто ей не доверяют. Кроме того, неискренняя похвала часто сопровождается противоречивыми проявлениями: скажем, на словах мы восхищаемся ребенком, но ни интонация, ни наша мимика этого не отражают. Второй фактор — чему приписываются причины успеха. Оказывается, если детей хвалить за способности, то в долгосрочной перспективе такая похвала негативно отражается на мотивации. Сталкиваясь с трудностями в той области, в которой их хвалили, дети болезненно переживают неудачу. Если детей хвалят за то, что легко удается другим, они могут рассматривать это как показатель, что они мало на что годятся. Тут работают те же самые принципы: использовать описательную похвалу, чтобы дети могли самостоятельно прийти к выводам относительно своих способностей. Третий фактор — наличие или отсутствие в похвале контроля. Похвала может быть просто информативной («Ты все решил правильно»), а может включать контролирующий компонент («Ты все решил правильно, как и следует делать всегда»). Такой контролирующий подтекст лишает ребенка автономии и препятствует мотивации. Четвертый фактор — есть ли в похвале сравнение ребенка с другими. Здесь эмпирические исследования подтверждают то, о чем мы уже говорили: сравнение с другими формирует у ребенка зависимость от мнения других и приводит к тому, что он проявляет меньше настойчивости, сталкиваясь с трудностями. Наконец, последний фактор — уровень ожиданий. Похвала поддерживает внутреннюю мотивацию, если в ней содержатся разумные ожидания взрослого или если она транслирует ребенку информацию о том, какие требования предъявляются к данному конкретному заданию. Если же заявленный взрослым уровень требований слишком высок, то похвала только снижает мотивацию. Эта тенденция особенно ярко проявляется в каких-то регулярных ситуациях, скажем, с родителями или педагогами. 

Что же, теперь вообще нельзя называть детей молодцами? Конечно, сразу отказаться от привычных реакций бывает непросто. Да и сами дети, привыкшие получать оценочную похвалу, настойчиво спрашивают: «А я молодец?» Но если мы будем понемногу вводить в нашу повседневную практику приемы описательной похвалы и ободрения, они постепенно станут для нас привычными, и с их помощью мы сможем поддерживать у наших детей устойчивую самооценку и внутреннюю мотивацию.  

 

 

Журнал «Школьный психолог»


Мы работаем для вас уже более 25 лет