Для успешного общения с детьми дошкольного возраста взрослым необходимо иметь представление о тех психологических изменениях, которые происходят у ребенка в возрасте с 3-х до 6-ти лет.
За этот небольшой период малыш проходит колоссальный путь психического развития. Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослым, через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ему уже подвластно употребление все большего числа предметов по их функциональному назначению, использование позитивных форм общения (вербальных и невербальных). В этом возрасте продолжается активное овладение своим телом, развивается половая идентификация. Все это дает основание говорить о формировании детской личности.
В дошкольном возрасте изменяется место ребенка в системе отношений в семье. Ребенок в возрасте от трех лет переживает сильное потрясение от своего открытия: он не является центром мироздания. Он открывает также, что не является центром своей семьи. Особенно его потрясает открытие, что папа любит маму, а мама – папу. До этого он бессознательно ощущал себя центром семьи, ощущал, что именно вокруг него, по его поводу происходили эмоциональные всплески в семье. А теперь он видит и слышит, что родители могут общаться друг с другом и без его участия.
В действительности малыш стал более самостоятельным, и мама почувствовала, что может меньше им заниматься. Самостоятельность радует ребенка. Но его не устраивает, что мама не принадлежит только ему. То же относится и к папе. Уходят формы общения, которые были естественными в младенческом и раннем возрасте: «мама – малыш» и «папа – малыш». Теперь ребенку дают понять, что общение будет строиться иначе, как взаимодействие треугольника: «мама – папа – малыш». Такие отношения не совсем устраивают ребенка. Он возмущается, ревнует, однако вынужден принять эти новые формы общения. Но он бдительно следит за родителями. И здесь разгораются новые страсти: то он предпочитает одного из родителей, то через некоторое время другого, и с такой же силой. Наконец эти ревнивые формы общения проходят. Успокоившийся ребенок восстанавливает душевное равновесие, он любит и маму, и папу
Важной характеристикой данного возраста является появление мощной потребности в реализации и утверждении своего Я, что выражается в кризисе 3-х лет. У ребенка наблюдаются такие яркие проявления кризиса, как упрямство, капризы, негативизм, беспричинный рев. Интересный пример подобного поведения описывает Л.И. Божович – ребенок захотел рисовать, но, когда взрослые стали одобрять его намерение, расплакался и стал требовать: «Скажите, чтобы я не рисовал», – и только после исполнения этого желания с удовольствием принялся за рисунок.
У кого-то подобные изменения в характере могут наступить в 2,5 года, а у кого-то в 4 года. Протекание кризиса также имеет индивидуальные особенности по силе и продолжительности. Чей-то ребенок в этот период времени вообще станет неузнаваемым, «как будто его подменили», а кто-то из родителей не отметит ничего особенного в поведении своего ребенка. Тем не менее – это трудное время для всех взрослых, которое требует коренного пересмотра их отношения к детям, изменения образа жизни ребенка и педагогического подхода к его воспитанию.
Наиболее остро переживают кризис те дети, которые слишком опекаются взрослыми, либо те, которые живут в условиях авторитарного воспитания со строгими мерами наказания. И в первом, и во втором случае потребность ребенка в самостоятельности подавляется – это и является основной причиной кризиса 3-х лет. Порой маме (или другому воспитывающему взрослому) бывает удобнее сделать что-то за ребенка, например, одеть, накормить и т. д., ведь так быстрее и наверняка. Но малыш, который обнаруживает себя как отдельного человека, хочет все пробовать делать сам. Теперь ему очень нужно все делать самому и важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности. И если ребенок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания, – он начинает протестовать.
Противоречие между собственными желаниями и стремлениями соответствовать требованиям взрослых создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым усложняет внутреннюю психическую жизнь. Уже на этом этапе развития расхождение между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоположные эмоциональные переживания, создает противоречивое отношение к взрослым.
Еще одна специфическая особенность ребенка–дошкольника в том, что большую часть времени он проводит в игре. Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Ни одно другое занятие в этом возрасте не способствует развитию так, как игра. Через проигрывание разных сюжетов и ситуаций, ребенок начинает понимать отношения между людьми, правила этих отношений, разбираться в многообразном мире человеческих эмоций и желаний.
Совместная игра взрослого и ребенка является одним из эффективных способов построения взаимодействия в этом возрасте. Игровой опыт каждого ребенка ограничен, так как он знаком лишь со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В совместной игре возникает обмен опытом. Дети перенимают имеющиеся знания, умение применять те или иные игровые действия, выполнять правила, учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями партнера.
Отмеченные выше значительные психологические изменения, происходящие в дошкольном возрасте, могут приводить к тому, что родители и педагоги сталкиваются с некоторыми типичными проблемами в общении и воспитании детей. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Детская агрессивность.
Достаточно часто в этом возрасте встречаются признаки агрессивности в поведении детей. Взрослые жалуются на то, что ребенок ломает игрушки, дерется, кусается, говорит плохие слова, может проявлять агрессию и в отношении других людей. Следует отметить, что агрессия в истинном смысле этого слова встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста крайне редко.
В качестве причин проявления детской агрессивности, как правило, рассматривают следующие.
Агрессивное поведение самих взрослых – детская агрессивность возникает как следствие подражания действиям родителей, других взрослых, поведение которых они наблюдают. В тех семьях, где насилие, неуважительное отношение к другим является нормой, дети, как правило, также достаточно рано начинают демонстрировать агрессивные формы поведения по отношению к окружающим. Агрессивность ребенка также может выполнять защитный характер по принципу «на подобное подобным», то есть на унижения и оскорбления со стороны родителей ребенок пытается отвечать тем же.
Что делать? Взрослым необходимо помнить, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы воспитания и преодоления детской агрессивности. Дети усваивают не те формы поведения, которым мы их хотим обучить, а те, что они видят, наблюдая за нами в повседневном взаимодействии. Поэтому важно чтобы дети видели примеры миролюбивого поведения. Нельзя в присутствии ребенка демонстрировать вспышки гнева или нелестные высказывания о ком-либо.
Недостаточное проявление любви к ребенку – агрессивные действия ребенка есть не что иное, как попытка привлечь к себе внимание родителей.
Что делать? Важно проводить достаточное количество времени с ребенком, руководствуясь при этом принципом «уделять внимание не тогда, когда он зол и агрессивен, а, напротив, в ситуациях, когда он дружелюбен и спокоен», тем самым показывая ребенку, что внимание и любовь со стороны взрослых он может получить другим способом. Не стесняться лишний раз приласкать или пожалеть ребенка. Нужно помнить, что в этом возрасте чувства, выраженные через прикосновения, поглаживания и другие формы тактильного контакта имеют для ребенка гораздо большее значение, чем попытки взрослого что-то объяснить с помощью слов.
Протест против действий, запретов взрослых – агрессивные действия ребенка являются протестом против ограничения его самостоятельности, чрезмерной опеки со стороны взрослых.
Что делать? Взрослые должны помнить о том, что в каждом возрасте ребенку необходимо испытывать чувство личной состоятельности, которое формируется путем совершения самостоятельных действий: «Я то, что я могу делать сам». Не стоит преувеличивать беззащитность и слабость ребенка дошкольного возраста, окружая его чрезмерной заботой. Определите те действия, обязанности, с которыми ребенок справится самостоятельно и не препятствуйте в их выполнении. Доставьте ребенку удовольствие. Позвольте ему испытать чувство гордости собой, похвалиться тем, что он помог вымыть посуду или убрал за собой игрушки.
Отсутствие коммуникативных навыков – агрессивные действия направлены на то, чтобы привлечь внимание других, вступить с ними в контакт. Агрессия является следствием неудовлетворенной потребности ребенка в общении. Ребенок, желающий общаться, но не умеющий это делать, например, может ударить другого ребенка, привлекая таким образом внимание к себе.
Что делать? В подобных ситуациях важно учить ребенка неагрессивным способам установления контакта с другими детьми. Взрослые должны показать ребенку, как познакомиться с незнакомыми детьми, как играть в совместные игры. Лучшим способом является пример самого взрослого, который он демонстрирует ребенку. Какие-то ситуации можно проиграть с ребенком заранее. В игровой деятельности у ребенка вырабатываются важные коммуникативные умения, которые он впоследствии сможет применить и в ситуации реального взаимодействия с детьми.
Застенчивость
Одной из проблем, которая часто встречается в дошкольном возрасте, является и детская застенчивость, проявляющаяся в том, что ребенок сторонится незнакомых людей, не готов вступать в контакт с детьми, «прячется за спину» мамы. Застенчивость (стеснительность, робость) — это состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряженность, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе.
В качестве причин детской застенчивости можно рассматривать следующие.
Сильная привязанность ребенка к матери. Застенчивость ребенка вызвана страхом «отделения» от матери. Возникает при чрезмерной привязанности матери к своему ребенку, ограниченности ее сферы интересов – только интересами ребенка. Мама как бы проживает жизнь вместе с ребенком, а точнее, вместо него. Такой тип отношения очень неблагоприятен для здорового развития личности ребенка, так как лишает его уверенности в себе, ощущения стабильности и защищенности в мире.
Что делать? Важно расширять круг общения ребенка, приводить его в новые места и знакомить с новыми людьми. В воспитании ребенка более активную позицию должен занимать отец, так как именно на нем лежит функция расширения социального опыта ребенка. В этом случае эмоциональное отдаление от матери становится для ребенка менее травмирующим, так как рядом постоянно находится очень важный человек – отец. Задача взрослых – показать ребенку, что мир вокруг него безопасен, ему можно доверять.
Отсутствие социального опыта, неумение разрешать сложные ситуации в общении. В основе застенчивости ребенка лежит неспособность справляться с новыми требованиями, которые ему предлагает ситуация расширяющегося социального взаимодействия.
Что делать? Необходимо научить ребенка правильно реагировать на различные ситуации. Лучше это делать в игровой форме, моделируя те ситуации, которые вызывают у ребенка трудности. Например, можно разыгрывать сценки на различные темы: «Как попросить игрушку?», «Как начать совместную игру с детьми на площадке?», «Что делать, если мальчик не отдает твою игрушку?» и т.д. Взрослый должен быть для ребенка примером эффективно общающегося человека.
Завышенные требования в адрес ребенка со стороны родителей, постоянная критика в его адрес. В данном случае застенчивость формируется как следствие неуверенности ребенка в своих силах и возможностях. Неуверенность как результат неправильного родительского воспитания возникает тогда, когда родители переоценивают возможности ребенка, предъявляют к нему требования, не соответствующие его возрасту. Часто используется критика ребенка, если результаты его деятельности не такие, какие они рассчитывали получить.
Что делать? Одним из способов преодоления детской застенчивости является постоянная поддержка ребенка взрослыми: «Нет ничего страшного в том, что рисунок у тебя не получился. Давай попробуем еще раз», «Молодец! В этот раз ты сделал намного лучше». Важно помнить о том, что все достижения ребенка являются следствием совместной деятельности ребенка и взрослого. Только в общении со взрослым ребенок приобретает новые навыки, учится чему-то. Кроме того, существуют индивидуальные особенности детей. Они имеют право быть иными, чем их родители, которые рассуждают иногда следующим образом: «Вот я в твоем возрасте умел, знал…», «Когда я был маленьким…». Важно верить в возможности ребенка и отмечать любые его достижения и победы.
Детские капризы
Следующей типичной проблемой, с которой сталкиваются взрослые в воспитании детей дошкольного возраста, являются детские капризы. Капризы – это бурные проявления гнева и злости, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, пинается, кусается, царапается и даже пытается сделать больно самому себе.
Подобные сцены происходят с разной интенсивностью и продолжительностью. В качестве причин детских капризов рассматривают следующие.
Чрезмерная забота на фоне полной вседозволенности со стороны родителей. Детские капризы являются следствием нарушений родительского воспитания. Ребенок окружен чрезмерной заботой и вниманием, любые его желания и прихоти удовлетворяются. В то же время отсутствует четкая система требований и запретов, «ребенку всё разрешено». В этом случае любое действие со стороны других людей, которое противоречит намерениям ребенка, вызывает бурный протест. Для него является настоящей неожиданностью, что что-то может быть запрещено, не позволено.
Что делать? В подобных ситуациях взрослые должны разработать четкую систему требований, с которыми ребенка нужно познакомить и строго следить за их выполнением. Важно, чтобы требования были соразмерны возрасту ребенка, а их соблюдение контролировалось всеми взрослыми, которые участвуют в воспитании. Не должно возникать двойственных ситуаций, когда «мама не разрешает, а с бабушкой – можно». Если существует система требований и осуществляется контроль за их выполнением, то у ребенка нет повода капризничать – он понимает «правила игры».
Ограничение жизненно важных интересов и потребностей, с которым ребенок не может примириться. В этом случае ребенок, напротив, сталкивается с достаточно жесткой системой требований и запретов, которые ему предъявляются со стороны родителей: «Не бегай», «Сиди спокойно», «Не бери вещи» и т.д. Ему практически ничего нельзя. Важные жизненные потребности не находят удовлетворения. Например, как ребенок 5–6 лет сможет выполнить указание взрослого «Стой на месте!». Естественно, через некоторое время он начнет капризничать и демонстрировать непослушание.
Что делать? Необходимо проанализировать те требования, которые взрослые предъявляют ребенку. Насколько они выполнимы с учетом возрастных особенностей детей? Не требует ли их выполнение чрезмерного напряжения от ребенка? Не страдают ли при этом его важные жизненные потребности? Какие можно предложить альтернативные формы поведения? Обычно в этих случая рекомендуют «переключить внимание ребенка» на другой вид деятельности, что означает, что взрослым необходимо найти приемлемое направление для проявления детской активности и любознательности, то есть найти другие способы удовлетворения важных потребностей детей этого возраста.
Привлечение внимания родителей как своеобразная просьба помочь, вмешаться. Капризы – это достаточно распространенный способ привлечь к себе внимание.
Что делать? Как и в случае с агрессивным поведением, взрослым необходимо «переучить» ребенка, то есть обучить более эффективным, социально приемлемым способам получения внимания, оказывая ему многочисленные знаки симпатии и поддержки в тех случаях, когда он не капризничает, «ведет себя хорошо».
Упрямство
Часто взрослые сталкиваются с детским упрямством, которое характеризуется активным отвержением требований взрослых, обращенных к нему8. Как правило, у детей появление упрямства может быть обусловлено мелочной опекой взрослых или пренебрежительным отношением к их стремлению быть самостоятельными. Среди причин, которые приводят к детскому упрямству, можно отметить следующие.
Излишняя строгость, давление со стороны родителей, требование родителей о беспрекословном послушании ребенка. Упрямство проявляется как протест против диктата родителей.
Что делать? Взрослым необходимо проанализировать конфликтные ситуации, связанные с проявлением детского упрямства. Насколько были важны те требования, против соблюдения которых протестовал ребенок? Действительно ли их выполнение является принципиальным? Участвовал ли ребенок в их обсуждении? Какие предложения он внес по выходу из конфликтной ситуации? Готовность взрослого к диалогу, умение уступать, прислушиваться к мнению другого является одним из эффективных методов профилактики детского упрямства, так как ребенок получает опыт умения договариваться, идти на компромисс. Полезными могут быть попытки взрослого представить себя на месте ребенка, вспомнив себя в детстве.
Резкое изменение жизненного уклада ребенка приводит к тому, что меняется привычный образ жизни. Например, поступление ребенка в детский сад. Эти изменения могут восприниматься ребенком достаточно негативно, так как, с одной стороны, могут препятствовать удовлетворению потребностей ребенка, которые до этих изменений удовлетворялись в полной мере (хочется спать, но нужно вставать, так как пора собираться в детский сад, или хочется играть с ребятами, но время уже уходить домой). С другой стороны, резкие изменения жизненного уклада ребенка могут приводить к нарушению чувства стабильности и, как следствие, протесту со стороны ребенка. Например, рождение брата или сестры может восприниматься ребенком как угроза его жизненному благополучию. Упрямство в этом случае протест – ребенка против изменений в системе семейных отношений.
Что делать? Важно донести до ребенка суть произошедших изменений, познакомив его с новыми правилами, которые соответствуют изменившейся ситуации. По возможности сохранить привычный для ребенка распорядок дня или устойчивые привычки (место за столом, любимая игрушка, подготовка ко сну). Необходимо также подбадривать ребенка, способствуя формированию у него новых форм поведения. Можно рекомендовать взрослым в совместной игре проигрывать конфликтные ситуации, находя решения из сложившихся ситуаций.
* * *
Заканчивая обсуждение психологических особенностей дошкольников, следует отметить, что взрослые не должны забывать о важности совместной деятельности, совместных игр и занятий. К сожалению, многие родители не играют со своими детьми и не видят в этом ничего плохого. Они считают, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра – это пустое развлечение. Стремясь ускорить процесс превращения ребенка во взрослого, многие не выносят, «когда ребенок теряет время на игру». Им кажется, что он должен упорно работать, чтобы достичь какой-то цели, которая кажется достойной. Об ошибочности таких рассуждений говорит тот факт, что именно игра является в дошкольной период развития ребенка той деятельностью, в которой формируются важные для дальнейшего развития ребенка качества. Играя, ребенок учится взаимодействовать с предметным миром и другими людьми; мыслить и воображать, используя игрушки в качестве заменителей предметов реального мира; подчинять свои непроизвольные действия правилам и т.д. Трудно перечислить все те возможности игры, которые могут использовать взрослые в плане формирования и развития личностных качеств ребенка, столь необходимых на следующих этапах возрастного развития.