Личное пространство
У каждого человека есть свое: свои вещи, свои интересы - и свое личное пространство. Личное пространство - это пространство, которое человек рассматривает как свою собственность, а проникновение туда - как угрозу себе и покушение на то, что ему принадлежит.
"Мне неприятно, когда ты машешь руками перед моим носом!" "Ну что ты стоишь сзади меня, дышишь мне в затылок - это меня напрягает!"
Личное пространство - данность или артефакт?
Представление о «личном пространстве» имеет корни в «наследстве», доставшемся человеку от животного мира. Этолог Конрад Лоренц, связывал наличие индивидуальной дистанции у стайных животных с их агрессией. «Хорошим примером тому служат скворцы, которые рассаживаются на телеграфном проводе с правильными промежутками, словно жемчужины в ожерелье. Дистанция между каждыми двумя скворцами в точности соответствует их возможности достать друг друга клювом. Непосредственно после приземления скворцы размещаются случайным образом; но те, которые оказались слишком близко друг к другу, тотчас затевают драку, и она продолжается до тех пор, пока повсюду не установится "предписанный" интервал, очень удачно обозначенный Хедигером как индивидуальная дистанция», - писал он. Если же животные ведут себя не агрессивно, они в индивидуальной дистанции не нуждаются. Лоренц пишет: "Вообще же для стайных животных типично отсутствие какой бы то ни было агрессивности, а вместе с тем и отсутствие индивидуальной дистанции. Сельдевые и карповые косяковые рыбы не только при беспокойстве, но и в покое держатся так плотно, что касаются друг друга". Учитывая, что наши далекие предки относятся скорее к стайным животным, люди, как род, по своим биологическим предпосылкам в индивидуальной дистанции обязательным образом не нуждаются. Или, по другому: нуждаются ровно настолько, насколько ожидают агрессию в свою сторону.
Насколько сегодня человек остается агрессивным животным, нуждающимся в защитной дистанции? У маленьких детей в благополучных семьях до какого-то возраста отсутствуют переживания дискомфорта, когда родной человек подходит к ним близко, совсем близко, трогает их за нос или тепло шлепает по попе. Результат - нуль-реакция. Дети не любят грозные лица и угрожающих движений, от такого они отодвинутся, а само по себе "нарушение персонального пространства" им, похоже, неведомо и безразлично.
Однако семьи бывают разные, да и сами дети - не всегда ангелы. И не удивительно, что исследования, проводившиеся с детьми ясельного и детсадовского возраста, показали предпочтения детей играть вместе на определенной дистанции (сорок сантиметров для пятилетних детей). При этом была выявлена некоторая закономерность: «дети высокого ранга, мальчики и девочки, имеют меньшую индивидуальную дистанцию, чем дети низкого ранга» - ранг определялся на основе этологических критериев доминирования в игровой, предметной, коммуникативной деятельности. Естественно: если они приставали первыми и не боялись ответной агрессии, для них дистанция была в меньшей степени актуальной.
Что касается взрослых людей, то закономерности остаются те же.
Когда какая-либо мама прочитала, что у нее есть личное персональное пространство, она конечно с этим согласилась, но в эту минуту к ней прибежала дочка, крепко ее обняла, повисла у нее на шее и попросила у нее клубничку из холодильника. Мама может разрешить, может запретить, но ни одна нормальная мама не будет в этот момент переживать на тему нарушения дочкой ее персонального пространства... Рядом с дочкой, для дочки у мамы персонального пространства - нет. Если рядом близкий друг или родные люди, никакого личного пространства обычно не отмечается. Тут все свои, бояться нечего.
А вот в группах и обществах, где возможность агрессии более вероятна, одновременно более актуальна необходимость защиты и, соответственно, тема личного пространства. То же характерно для тревожных людей, готовых видеть опасность со стороны окружающих там, где ее может и не быть. Чем более невротичен человек, тем более ему хочется быть защищеннее от чужих, хочется иметь побольше персональное пространство - и одновременно тем менее он способен на своем персональном пространстве настаивать, плохо умеет его защищать. Чем более не уверен в себе человек, тем более актуально для него личное пространство. Чем человек более тревожен, тем он хуже чувствует себя. когда кто-то чужой подходит к нему близко и особенно сзади. Напротив того, для уверенных в себе людей, живущих в окружении людей цивилизованных, не склонных к немотивированным агрессиям, тема защиты и личного пространства - малоактуальна.
В связи с этим у меня есть гипотеза, что для современных людей персональное пространство – скорее артефакт, фикция, как когда-то "теплород", а разговоры о персональном пространстве - только феномен современной культуры и поглаживание тревожного читателя. Думаю, что величина персонального пространства - это вежливое, политкорректное именование величины нашего с вами невротизма. Размер личного пространства – прямой показатель тревожности, а объем личного пространства - красивое название объема личных страхов человека.
Сказать: "Девушка, ну что вы такая нервная, не надо дергаться, когда кто-то находится рядом с вами!" - это невежливо и обидно, а сформулировать: "Да, вы правы, каждый человек имеет свое персональное пространство, куда другим вторгаться непозволительно!" - солидно и даже как-то душевно. Вот так эта обманка и прижилась.
Впрочем, на персональном пространстве настаивают не только тревожные люди, эта тема актуальна и для людей, утверждающих свой статус. Человек с поведением "Я - Хозяин!" любит захватывать пространство вокруг себя: когда садится, ставит широко ноги, раскидывает широко руки, говорит громко и раскладывает свои вещи так, чтобы ему было свободно и удобно. "Персональное пространство" - также удобный повод отхватить себе еще дополнительное место во вселенной.
Практическое применение знаний о «личном пространстве»
Как определить размер личного пространства собеседника? - Легко, если будете внимательны. Когда вы вторгаетесь в его личное пространство, он вначале немного напрягается, а при повторениях или проявляет недовольство, либо отодвигается от вас.
При общении учитывать размер личного пространства - это то же самое, что соблюдать дистанцию общения.
А что с этим делать? Если вы не хотите делать человеку неприятно - доставьте ему этот комфорт, не вторгайтесь в его личное пространство (без подготовки). Если же, напротив, у вас есть специальная задача создать человеку дискомфортную обстановку (такое бывает нужным при трудных переговорах, когда партнер ведет себя нагло и давит на вас), вы можете начать вторгаться в его личное пространство. Так же поступают те, кто организует давление на собеседника.
Если вы не готовы идти на открытый конфликт, лучше делать это незаметно и под предлогом заботы.
Например, вы ведете переговоры, сидя за столиком и пьете чай. Начинаете проявлять о партнере заботу: не прекращая беседу, поставили ему поближе вазу с фруктами, придвинули ему сахарницу, положили рядом ему ложечку... Через некоторое время человек оказывается обложенным предметами, начинает испытывать дискомфорт, но причину дискомфорта обычно не понимает. Он сбился, и вы можете перехватить инициативу.
Можно ли преодолевать барьер личного пространства? Да, это бывает и можно, и нужно. Способ, алгоритм тот же, что и для приучения собеседника к касаниям во время общения ("получить доступ к телу") - на позитивном фоне общения, постепенно, с отвлечением внимания.