От кошмара избиения младенцев до международного признания прав детей — так менялось отношение к ребенку в человеческом сообществе. Предлагаем вам вспомнить, через что нам пришлось пройти, чтобы современный ребенок мог стать личностью, достойной уважения и понимания.
Две тысячи лет назад жизнь ребенка мало отличалась от жизни взрослого, а привычного понятия детства просто не существовало. Развивающие программы для детей, книги по воспитанию, осознанное родительство, юридическая защита прав ребенка — все это лишь недавно стало естественной частью нашей жизни. Мы проследили, как менялось отношение к ребенку на протяжении истории.
I-IV вв.Родители видят в детях свою собственность: легко расстаются с ними, швыряют в реки, морят голодом, оставляют в безлюдных местах на растерзание зверям и птицам.
V–XII вв.Раннее Средневековье не знает детства. Ребенка одевают во взрослую одежду, корсеты, доспехи. В детях видят уменьшенную копию взрослых и наравне с ними арестовывают, пытают, казнят.
XIII векДетские образы появляются в живописи: ангелы, младенец Иисус или нагое дитя как символ души умершего. Реальных детей художники «заметят» только спустя 400 лет.
1837Немецкий педагог Фридрих Фребель организует первый в мире детский сад, где создает модель общественного воспитания маленьких детей. Он придумывает игрушки, которые позже назовут «развивающими».
1861В Ясной Поляне Лев Толстой открывает Свободную школу для крестьянских детей, где применяет идеи ненасильственной педагогики.
1897Идея свободного воспитания, основанного на саморазвитии, сформулирована американским педагогом и философом Джоном Дьюи. Ее обсуждение в разных странах мира привело к рождению новой научной дисциплины — философии образования.
1907Доверие к детям, признание их уникальности — на этом основаны принципы педагогики итальянки Марии Монтессори. Ее книга «Дом ребенка. Метод научной педагогики» издана издана во многих странах, в России — в 1913 и... 2005 году.
191725 сентября в России опубликована первая в мире Декларация прав ребенка. Ее автор, российский педагог Константин Вентцель, пишет о правах детей на жизнь, защиту, счастье и свободу.
1919При Лиге Наций (предшественнице ООН) создан Комитет по охране детства.Австрийский философ Рудольф Штайнер предлагает концепцию педагогики, основанной на антропологии ребенка и антропософском понимании личности.
1921«Дети свободны быть самими собой!» — лозунг школы «Саммерхилл», созданной в Великобритании педагогом Александром Ниллом. Школа успешно работает и сегодня, ее называют самым счастливым учебным заведением в мире.
1946ООН создает Детский фонд (Unicef) для оказания помощи европейским детям после Второй мировой войны.
«Ребенок и уход за ним» — книга американского педиатра Бенджамина Спока перевернула представление о системе и методах семейного воспитания. Началась эра «свободного воспитания». Позже Спок откажется от идеи вседозволенности и публично попросит прощения у американских родителей за то, что «поломал их жизнь и жизнь их детей».
195920 ноября ООН принимает Декларацию прав ребенка, которая в числе других признает право детей «при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь».
1965«Доверие матери к своим чувствам — ключ к гармоничным отношениям взрослых и детей», — утверждает английский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт. Для западного общества эта мысль стала революционной: раньше многие женщины в США и Европе привыкли следовать советам специалистов, нередко не замечая, в чем действительно нуждается ребенок.
1969Душа ребенка, его чувства и стремления, воспитание без наказания — впервые в советской педагогике об этом говорит украинский учитель Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям».
1980В России начинается стихийное движение «Сознательное родительство». Главная идея — естественные роды, сближение с ребенком.
1983В СССР выходит книга грузинского педагога Шалвы Амонашвили «Здравствуйте, дети!», в которой сформулирован один из главных принципов новой педагогики — гуманистический подход к ребенку.
198618 октября учителя-экспериментаторы принимают в Москве манифест «Педагогика сотрудничества». Главная идея — признание свободы и уважения нормой отношений между взрослыми и детьми, учителями и учениками. С этого документа начиналась перестройка советской школы.
198920 июля Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка — первый международный документ в области охраны детства, имеющий юридическую силу.
1995В Семейном кодексе появилась отдельная глава, посвященная правам несовершеннолетних.
2001Компьютерные игры набирают все большую популярность среди детей и молодежи. 25 июля Россия стала первой страной в мире, признавшей киберспорт официальным видом спорта.
2008Российский мальчик Дима Яковлев, усыновленный американской семейной парой, погибает по неосторожности своего приемного отца МайлсаХаррисона. Суд США оправдывает Харрисона, что вызывает бурную реакцию в России. В 2012 Государственная Дума принимает «Закон Димы Яковлева», запрещающий гражданам США усыновлять российских детей.
2009Писатель Григорий Остер составляет детский вариант Конвенции ООН о правах ребенка. «Права детенышей» рассказывают содержание основного документа простым языком, понятным ребенку.
2013Московская школа 1465 стала первой, предлагающей специальные условия для детей с глубокими формами аутизма. Особое пространство, «ресурсная зона» помогает ребенку адаптироваться, чтобы затем он мог продолжить обучение в обычном классе. Позже в Москве начал работу проект «Ресурсная школа — территория успеха для каждого», площадками которого стали 58 организаций города.
2016-2017Родителей подростков охватывает паника: в социальных сетях появилась игра «Синий Кит», цель которой — доведения ребенка до самоубийства. Была ли такая организация на самом деле и каковы ее цели, не удалось выяснить до сих пор. Мнение общества разделилось: одни видят в ней серьезную угрозу, другие считают, что роль «Синего Кита» в подростковых суицидах преувеличена.
2018С 6 по 18 октября в Буэнос-Айресе пройдут третьи летние юношеские Олимпийские игры.Изначально Олимпийские игры были соревнованием только взрослых спортсменов. В 1998 году в Москве состоялись первые Всемирные юношеские игры, переименованные в 2010 году в Юношеские Олимпийские игры. С тех пор в международных соревнованиях участвуют спортсмены от 14 до 18 лет. Игры проводятся раз в четыре года: с 2010 года — летние, а с 2012 года — зимние.