Феномен «Выученная беспомощность»

Феномен «Выученная беспомощность»


«У меня не получится», «я не смогу это сделать, не думал, что так сложно будет», «я не знаю, что выбрать. У меня нет выбора», «я так всегда делаю и в семье так делали», «я не знаю, чего я хочу», «это трудно начать», «я не могу контролировать и менять события в моей жизни», «мне нужно просто переждать, и оно само измениться и пройдет, может быть», «не могу», «не хочу», «все бесполезно» и многое другое.

Если вы узнали себя, просто продолжайте внимательно читать.

Определениеlearned helplessness,иливыученная беспомощность, возникло благодаря американскому психологу Мартину Селигману в 60х годах и звучит как

— состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего положения (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность. Появляется как правило после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность.

У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. Человек терпит неудобства, несправедливость и неприятные моменты, хотя обладает всеми необходимыми ресурсами, чтобы прекратить мучения и страдания.

Ярким примером работы данного феномена является Марья-Искусница из знакомой многим детской сказки, которая постоянно, попав в плен, повторяла одну фразу: «Что воля, что не воля – всё одно». И сегодня мы попробуем разобраться, почему так происходит, и по каким признакам можно диагностировать у себя склонность к виктимности, то есть жертвенности.

Эксперимент Селингмана

В 1960-х годах американский психолог Мартин Селингман решил провести одно интересное исследование, опираясь на схему Ивана Петровича Павлова, известного миру своим экспериментом над собаками. Как вы поняли, в качестве испытуемых у Мартина были так называемые друзья человека. Он хотел, как и его предшественник, сформировать у животных условный рефлекс. Только если в первом случае после звукового сигнала они получали кусочек мяса, то во втором несчастные подвергались небольшому разряду тока.

Естественно, добровольно выдерживать боль собаки не смогли бы даже по приказу, поэтому они были зафиксированы на одном месте с помощью специальной упряжи. Которая не давала им ни малейшего шанса убежать и спрятаться от беспощадных исследователей.

В ходе эксперимента было выделено 3 группы испытуемых. В первой животные могли избежать удара током, который был проведен по всему полу вольера, научившись нажимать носом на выключатель. Во второй группе они были лишены такой возможности, а в третьей и вовсе не подвергались мучениям. По истечению небольшого количества времени собак пересадили в другие клетки, где ток был подведен только на одну сторону. То есть, у них была возможность перепрыгнуть через барьер, что был установлен посредине и спокойно себе разместится в той части, где нет разрядов.

И знаете, каким был результат в итоге? Испытуемые из 2 группы остались лежать на месте, поскуливая от боли при ударах тока, в то время как участники 1 и 3 группы тут же переместились в безопасное пространство на территории клетки. Причём по завершению эксперимента те, кто предпринял попытки позаботиться о себе, быстро пришли в норму, как по физическим показателям, так и по психологическим. 

А вот собаки, демонстрирующие полное подчинение неблагоприятным условиям, впали в депрессию. Их состояние оставляло желать лучшего, а полученные травмы давали о себе знать на протяжении длительного времени. Они разуверились в себе, и даже через год после проведения демонстрировали низкий уровень здоровья на фоне посттравматического синдрома.

Мартин Селигман предположил, что, возможно, собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха— по их поведению было очевидно, что они ожидают удара— а потому, что в ходе эксперимента они несколько раз попытались избежать его, но поскольку это не получилось, они привыкли к его неизбежности. Иначе говоря, собаки «научились беспомощности».

Затем данный феномен беспомощности неоднократно исследовался и подтверждался другими учеными психологами в различных интерпретациях, и на людях в том числе. Так же, хочется отметить эксперимент на студентах, который проводил немецкий ученый Юлиус Куль. Им предлагали решать интеллектуальные задачи различной степени сложности. Все задачи не имели решения, но студенты об этом не знали. Безуспешные попытки решить различные задачи сопровождались негативными комментариями ученого о способностях испытуемых. Многие из них впадали в отчаяние и тревогу, начинали сомневаться в своих возможностях, что значительно снижало их самооценку. Затем студентам предложили простую задачу, которую уже можно было решить. Но они и с ней не справились, поскольку уже выработался механизм беспомощности.

Теория

По результатам исследования смело можно утверждать, что беспомощность может являться приобретенной вследствие получения негативного опыта. Стоит сдаться хоть раз и, вполне вероятно, это скажется на всей последующей жизни.

Теория Селигмана полностью противоречит представлениям о мотивации, которые предложили бихевиористы. Они утверждали, что живое существо всегда будет сопротивляться боли и страданиям, выбирая не столь травматические условия существования. Мартин же сделал вывод, что выученная беспомощность возникает в случаях, когда приходится систематически испытывать поражение, несмотря на то, какие усилия довелось приложить, чтобы выиграть. Также при осознании, что желания и принятые решения совершенно не учитываются средой, а попытки проявить себя заканчиваются наказанием и болью.

За это открытие учёный в 1976 году получил премию Американской психологической ассоциации. Примеры проявления данного феномена окружают в повседневной жизни каждого из нас.

Вынужденная беспомощность – это когда соседку периодически избивает муж после того, как выпьет, а она от него не уходит. Ведь он прекрасный отец и вообще, когда трезвый – лучше в мире не бывает.

Это когда друг не увольняется и терпит моментами нелогичные требования руководителя оставаться сверхурочно и трудиться в законные выходные, ведь сроки горят, а проект сдавать надо. И со стороны нам кажется, что выход очевиден – просто разведись, найди другую работу и живи, наслаждаясь каждым мгновением. Но, увы, вынужденная беспомощность словно болото, лишает постепенно всякой уверенности в благоприятном исходе перемен.


Как формируется беспомощность?

В дальнейших своих исследованиях Мартин Селигман определил, что подопытные собаки воспитывали в своих щенках беспомощность. Что уж говорить про людей.

Психолог Диана Циринг определила четыре типа родительского поведения, которое может привести к беспомощности у детей:

гиперопека и защита(чрезмерный контроль, отслеживание каждого действия ребенка) — полное отсутствие самостоятельности у ребенка;

возложение на ребенка слишком большой ответственности— приводит к ощущению невозможности соответствовать возложенным ожиданиям. Поэтому лучше ничего не делать;

жестокое обращение— формирует у ребенка бессилие противостоять насилию взрослого, он намного меньше и силы не равны. Поэтому любые действия напрасны, даже не нужно пытаться;

непоследовательное воспитание— чтобы не делал ребенок, ответная реакция не может быть предсказуемой и понятной.

Так же, родители могу формировать у детей полную апатию или беспомощность из благих намерений помочью сделать за него.


Признаки

Пассивность

Такой человек практически никогда не берёт на себя ответственность за какие-либо действия и не проявляет инициативу, желая, к примеру, достичь изменений. Он пассивен, инертен и склонен плыть по течению. Порой кажется, что ему всё равно не только на то, что происходит в мире, но и в его собственной жизни. Если поручить ему работу – он справится со своими обязанности, и весьма неплохо. Но сам никогда не предложит свои услуги, несмотря на понимание, что достаточно компетентен в определённом вопросе. Естественно, при такой пассивной жизненной позиции лидерами люди с синдромом выученной беспомощности не становятся. Они попросту неспособны вести за собой и принимать решения.

Терпеливость

Несмотря на дискомфорт, будет оставаться в прежних условиях, проявляя, так называемую, устойчивость к фрустрации. И если в некоторых моментах она помогает достигать желаемого и успеха в принципе, то в случае с представителями данного феномена наоборот, лишает радости и удовлетворённости. Так как чрезмерна и неоправданна. Если изъясниться метафорой, то это словно держать палец над огнём и ждать, что он сам по себе потухнет и станет не так больно. Вместо того чтобы отдёрнуть руку, сохранив целостность кожных покровов, как только возникли неприятные ощущения. Поэтому слишком терпеливые личности никогда не отстаивают свои права. Что уж говорить, если они вовсе не заявляют о дискомфорте, принимая решение выдерживать его до тех пор, пока есть силы. Или пока живы.

Конформность

То есть склонность прислушиваться к мнению большинства, отказываясь от своей позиции, ценностей и желаний. Конформный человек считает, что интересы окружающих важнее его, отчего с лёгкостью идёт на жертвы даже ради малознакомых людей. Он никогда не позволит себе вступить в спор, поэтому сдастся до начала конфликта, даже если по отношению к нему проявили агрессию. Терпеть, молчать – единственно существующий в его восприятии тип реагирования в подобных ситуациях.

Прокрастинация

           Прокрастинация – это склонность откладывать важные дела на самый последний момент. Человек тревожится, волнуется и обдумывает детали предстоящей работы, но к активным действиям не приступает. Присуща больше студентам, которые обычно готовятся к сессии и экзаменам непосредственно ночью, накануне, вместо того чтобы постепенно изучать необходимый материал в течение лекционного периода. Психология человека с синдромом беспомощности такова, что он может понимать, какие именно шаги следует предпринять, чтобы, наконец, избавиться от страданий и изменить свою жизнь к лучшему, но откладывает активную деятельность на неопределённый срок. То есть, он может обдумывать всё буквально каждый день, мучатся бессонницей на фоне размышлений, но оставаться на прежнем месте.

Низкая самооценка

Естественно, личность, которая игнорирует собственные потребности, считая, что мнение окружающих людей на первом месте, обладает сниженной самооценкой. Ведь как можно испытывать к себе уважение, если каждый раз жертвовать своими интересами во благо неизвестно чего и кого? Сдерживая раздражение и разочарование на фоне неудовлетворённости? В таком случае возникают только мысли о собственной ничтожности и слабоволии, а они формируют не самые приятные чувства и ощущения.

Методы преодоления синдрома

Действуйте

Даже если не верите в успешный исход, всё равно предпринимайте какие-то действия, только не падайте духом. Иначе тогда действительно ничего хорошего не произойдёт. Один психолог по имени Бруно Беттельгейм изобрёл прекрасный способ, который позволяет ощутить в своих руках власть за свою жизнь и свободу выбора. Знаете, в каких условиях ему пришёл этот метод в голову? В лагерных. Охранники издевались над заключенными так, как позволяла их фантазия. И часто наказывали их просто так, придумав совершенно нелепые правила, которых те должны были придерживаться. Это ломало дух несчастных, они быстро теряли волю к жизни и подчинялись беспрекословно, лишь бы мучения закончились как можно раньше. Тогда Бруно предложил своё правило: делать всё, что не находится под запретом. То есть, вернуть себе хоть небольшой контроль над своей жизнью. Например, вместо того, чтобы обсуждать слухи с остальными заключенными, можно лечь спать. Либо же не спать, а мечтать, когда прозвучал отбой. Когда у человека есть выбор – он ощущает себя личностью, значимым и весомым. Ведь результат будет в зависимости от того, как он решит. Лучшее средство при борьбе с вынужденной беспомощностью. Действуйте в рамках своей свободы, даже если она очень ограничена. И тогда постепенно вы вернёте себе веру в себя и решитесь на перемены.

Меняйте образ жизни

Американские психологи Эллен Лангер и Джудит Роден провели исследование на людях с ограниченной свободой, чтобы проверить теорию Беттельгейма. Испытуемыми стали заключенные в тюрьме, жители дома престарелых и посетители приюта для бездомных. Так вот, первой категории позволили выбрать меню и расставить мебель в камере таким образом, как больше нравится. Они впоследствии оказались менее агрессивными, чем остальные, лишенные такого права. Пожилые люди могли выбрать фильм или телевизионную передачу, завести домашнее растение и обставить комнату так, как хочется. У них в связи с такой свободой действий повышался жизненный тонус, и приостанавливала своё развитие болезнь Альцгеймера, при которой страдают когнитивные навыки, в частности, теряется постепенно память. Бездомные, получившие право выбрать меню и кровать в приюте, быстрее адаптировались и находили работу. Так вот, попробуйте сделать перестановку в комнате, подумайте, а чем именно вам хотелось бы заняться в выходные и какой ужин приготовить? Начинайте с небольших перемен, и тогда постепенно вы перейдёте к более значительным изменениям своего жизненного уклада.

Повышайте самооценку

Вынужденная беспомощность – частный спутник при низкой самооценке. Поэтому первым делом начните работу над собой. Вспомните, когда вам удавалось достичь желаемых целей? На какие качества вы опирались? Какими умениями обладаете? Не поленитесь и выпишите каждый пункт на лист бумаги. Когда перед глазами целый список достоинств, вам будет сложнее обесценить собственные старания и качества.


Завершение

Собаки Селингмана не имели выбора, их привязали и заставляли испытывать на себе удары током. У вас же выбор есть. Так делайте его. Перемены наступают только тогда, когда человек меняет свои действия и мысли. Если же живет по-старому – откуда им взяться? Неважно, обученная, приобретённая или какая ещё ваша беспомощность – боритесь с ней.

Будьте счастливы и свободны духом!



Мы работаем для вас уже более 25 лет