Личность строится через рисунок тела. Как рисунок тела влияет на нашу душевную жизнь и личность

Я уважаю всех, кто занимается спортом, потому что знаю, как крепко связаны тело и личность. Личность строится в первую очередь через рисунок тела, через структуру и характер тела, через привычки, которые встраиваются в наше тело, то есть встраиваются в нас.

Уважаемые родители, будьте внимательны: выбирая тот или иной спорт для своих детей, вы выбираете их характер и судьбу. Лыжи на длинные дистанции, как спорт, формируют психологию одиночки, умеющего через напряжение, на одной воле двигаться к цели, на которую он смотрит всегда немного исподлобья. Плавание меньше развивает волю, но дает большее внимание технике движений и дарит умения радоваться жизни. Большой теннис — это чувство пары, умение выстраивать тактику, не бояться проигрывать и уметь наносить точные сильные удары. Футбол, как вид спорта, это чувство команды, умение ловить азарт и бить ногами наотмашь, выбрасывая в удар всю свою агрессию! 

Я издалека, на улице, отличу спортсмена от любителя полежать на диване: у спортсменов другая походка, их ноги вылетают точно и упруго, в теле бодрая энергетика, сильный разворот плеч и голова на крепкой шее. И практически всегда — внимательные глаза. Спортсмены знают, что такое цель, умеют цель держать и цель достигать. У них есть воля, а не только желания, они умеют трудиться без несчастных охов и глаз, дисциплина, как и учет времени, у них в крови, и они знают, что такое радость побед.

Не случайно из спортсменов вышло много успешных бизнесменов. Спортсмен знает, сколько ему прослужит его тело, он умеет выжать из него все — абсолютно все! — ресурсы, и когда тело можно только списать, профессионалы прощаются со спортом и переходят в другой бизнес.

Мое уважение вам, настоящие спортсмены!

Что касается девушек, то живая и бодрая девушка со стройной и спортивной фигурой имеет больше шансов и на отличную семью, и на жизненный успех, поэтому спорт - обязательно. Спорт желательно выбирать тот, который связан с пребыванием на свежем воздухе и с двигательной активностью – бег, велосипед, ролики, зимой фигурное катание и лыжи. Однако девочке нужен еще и свой, особый спорт, поскольку девушке нужна не сила, а три другие вещи, а именно: а) гибкость, б) общая координация движений (ловкие руки) и в) грация, красота и плавность движений. Поэтому из силовых нагрузок - качаем пресс и делаем приседания, а вот турник заменяем на отжимания.

Плавание очень полезно для здоровья, но при профессиональных тренировках у девочек формируются вполне мужские плечи, что не вполне женственно. По этой же причине художественная гимнастика полезнее гимнастики спортивной. Теннис полезен и большой и малый, хороши и йога, и фитнес, при этом командные виды спорта больше для парней, для девочек полезнее индивидуальные и парные танцы. Еще раз: самый главный и абсолютно обязательный спорт для любой девочки - это танцы. Танцы, танцы, танцы! Начинать можно и с народных танцев, продолжать любыми современными, но рано или поздно обязателен опыт парных танцев, хотя бы хастл (самое простое и доступное) и сальса (немного побогаче). В парных танцах исчезает боязнь тела партнера, в танцах можно стоять близко и брать за руку, что для подростков бывает непросто. Если хастл - это программа минимум, то бальные танцы и спортивные танцы - уже мир принцесс. 

Подбирая конкретную спортивную секцию или танцевальную студию, обычно важнее обратить внимание не на конкретный вид спорта и не разновидность танца, а какие там люди и каков там стиль общения, в первую очередь какова культура тренера. Качественный, достойный тренер обучает не столько конкретному спорту или танцу, он учит отношению к людям и жизни. Если вы нашли такого тренера - можете быть спокойным. Впрочем, под разный возраст девочки нужно подбирать разных тренеров.

Рисунок тела и развитие личности

В рисунке тела человека записана возможность его развития, как личности. Рисунок тела определяет наши интересы и наши ценности, он впечатывает в нас наш характер, в нем записано, в чем наше призвание и может ли оно быть у нас вообще. Тело, забитое зажимами и скрученное депрессией, развитию мешает. Если мы хотим развить свою или чью-то личность, начинать нужно с развития тела.

Человек начинается с рисунка тела. То есть: с морды или лица, с туши или стана, с лап или сильных и красивых кистей. А также с физической энергетики или бледной немощи. То, как выстроено наше тело, каков его рисунок и в каком оно состоянии - серьезный фактор, влияющий и на ситуативные душевные состояния, и на перспективы личностного развития.

Пишет мой студент: "Вижу: моя дочь переживает, согнулась в комочек и плачет навзрыд. Попробовал с нею поговорить - не получается, дочь плачет взахлеб и говорит, что не может остановиться. Я сказал, что плакать она может сколько угодно, но поправил ей спину и предложил ей поднять голову. Подняла... Спустя минуту она уже была спокойна: удивленно сказала, что в таком положении плакать не получается".

Наше тело - не только вместилище нашего разума, воли и наших чувств, оно само источник наших чувств, нашей воли и даже нашего разума. То, как выстроено наше тело и в каком оно состоянии - серьезный фактор, влияющий и на ситуативные душевные состояния, и на перспективы личностного развития. В психологии исследования взаимосвязей строения тела и внутреннего состояния человека началось с исследований Э. Кречмера и У.Г. Шелдона. Они описали связь трех типов конституции тела и трех типов характера. Описания очень похожи, различны только названия: эндоморф - аналог астеника, эктоморф - аналог пикника, мезоморф - аналог атлетика.

В психотерапии приобрели популярность исследования Александра Лоуэна, автора ряда книг по телесно-ориентированной психотерапии. Лоуэн изучал, как хронические мышечные напряжения в разных частях тела влияют на самочувствие человека. По его наблюдениям, телесным выраже­нием эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами (в терминологии биоэнергетики — это "заземленность"), ясный взгляд и мягкий приятный голос.

Так же, как у каждого есть свое выражение лица, у каждого из нас есть свой «рисунок тела» - неповторимое, но вполне читаемое сочетание черт и особенностей нашего тела, создающее наше настроение и наш характер. Каждое тело имеет свой рисунок, который складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций. Вместе с выражением лица рисунок тела создает личностно-психологический фон, который и обнаруживает состояние человека, и формирует его. Сутулость, шаркающая походка, застывшие глаза и привычно скривившиеся в обиду губы - неудачный личностный фон. Прямая спина, свободная собранная походка, живые глаза и улыбка на лице - вариант более интересный.

Свое тело можно делать красивым и помогающим вашей жизни. Как? На что обычно нужно обратить внимание в первую очередь? В первую очередь полезно решить следующие задачи: сутулость заменить на королевскую осанку, убрать телесное дребезжание, освоить расслабление и уверенные жесты. Когда вы с этим справитесь и почувствовали, как изменилась жизнь, можно заняться уже не проблемами, а совершенством. Это: королевские манерымягкие жесты, поставить правильный вектор силы, выстроить походку и поставить голос.

Принятие сильных поз – например, позы уверенности, даже в тех ситуациях, когда мы не чувствуем себя уверенными, - влияет на уровень тестостерона и кортизола в крови и увеличивает наши шансы на успех. MBA-студенты часто демонстрируют полный спектр невербальных выражений силы. Некоторые из них ведут себя как настоящие альфа-самцы, они занимают сразу два места и поднимают сразу две руки, когда хотят ответить. Другие студенты просто увядают при их появлении, и это видно по их лицам и положениям тел – они буквально уменьшаются в размерах. Социальный психолог, профессор и исследователь в Harvard business school Эми Кадди показывает, как мы можем использовать язык тела, чтобы изменить наши представления о нас самих.

Корректируя рисунок собственного тела, мы получаем дополнительные возможности для управления своим состоянием. Поставив себе энергичную и уверенную походку, мы создаем базу для привычной внутренней уверенности. Держа живое и заинтересованное лицо, мы повышаем свою мотивацию к делу. В работе с супружескими парами, которым нужно научиться договариваться между собой, мы нередко рекомендуем им купить мягкие игрушки, которые можно держать в руках и мягко поглаживать рукой во время разговора. Пока рука мягко поглаживает мишку или тюлененка, так же мягко звучат интонации и разговор идет спокойно, с пониманием друг друга: мягкая рука формирует соответствующий душевный настрой. Если же рука одного из собеседников начинает «откручивать» голову тюлененку, значит, разговор пошел не в ту сторону. Нужно остановиться и что-то в происходящем изменить.

"Мудрые люди прочитают твою прошедшую жизнь по твоему внешнему виду, походке, поведению. Свойст­во природы самовыражение. Даже самая маленькая деталь что-нибудь показывает. Лицо человека как зеркало отражает то, что делается внутри", писал Ральф Уолдо Эмерсон

Человек начинается с рисунка тела. То есть: с открытого лица или подозрительной (простите) морды, с крепкого стана или тяжелой туши, с красивых кистей с живыми пальцами или лап, знакомых только с лопатой. Тело - источник вашей физической энергетики или бледной немощи. Ваше тело, его рисунок и состояние - не только ваш имидж, это тетрадь вашей судьбы, где записаны ваш характер и ваши склонности, ваш ум и ваше отношение к людям, ваше настроение и перспективы вашего личностного развития.

Разрешите следующие зарисовки: еду в метро, человеческая витрина предо мною. Ну не может он с таким телом, точнее, с таким лицом, быть начальником. В лице, в плечах, в движениях рук как будто впечатано: «Я здесь никто». Рядом с ним сидит породистый экземпляр духовного типа, хотя и несколько уже вырождающийся. А вон, пока с закрытым ртом, - базарная скандалистка от рождения. Воистину, через ее тело - не попрешь. Следующий, заслуживающий музейной витрины, экземпляр - жертва, строго и достойно несущая свой крест. За ней сидит бухгалтер, улыбчиво тупой ко всему, что не укладывается в рамки дебета и кредита. А вот ввалилась в вагон и упала на сиденье мясная порода, у которой, кроме развитого пищеварения и основного инстинкта, других подробностей нет. ... Эти зарисовки не красивы, но какой вывод из них вы сделаете: будете пенять на художника или позаботитесь о том, чтобы ваше тело не только ежедневно радовало вас, но и украшало собой ваш город?

Наблюдая за рисунком тела других людей, мы можем многое сказать об их уровне развития, образе жизни, характере и душевном состоянии. Наше тело - это книга, в которой записана наша жизнь: не только прошлая, но и будущая, и умеющие читать эту книгу - ее читают. К пяти - семи годам на лице каждого уже все написано, в глаза каждого уже впечатаны его ценности и его путь, и нужно просто зрение, чтобы все это разглядеть. 

Самое простое, на что следует обратить внимание - это осанка, жесты и походка. Походка человека для опытного кадровика говорит о человеке больше, чем его резюме. Расхлябанная походка - неорганизованная жизнь. Привычное кривляние и переминание с ноги на ногу, с носка на пятку, тем более привычно бегающие глаза, – это невозможность спокойной, уверенной открытости. Неразвитость тонкой моторики пальцев, ладони лопатой – значит невозможность для человека тонких чувств и быстрого острого мышления. Зажимы воротниковой зоны – это всегда неуверенность в себе, это всегда немного невроз.

Наш разговор о взаимодействии души и тела нам хотелось бы отделить от таких авторов, как Луиза Хей, Луиз Бурбо и других околонаучных популяризаторов идей психосоматики. Луиза Хей убеждена, что ангина есть следствие того, что вы сдерживаетесь от грубых слов и чувствуете неспособность выразить себя, геморрой – боязнь не уложиться в определенное время, гнев в прошлом и страх перед расставанием, а запор - нежелание расставаться с устаревшими мыслями и увязание в прошлом… Да, это гениальная бизнес-модель, которая делает просто больного человека еще и клиентом психотерапевта, но научной основы у этих фантазий нет.

Выражение лица, глаз и губ – вещи более тонкие, чем осанка, жесты и походка. Их труднее описать, но для внимательного человека эта информация более глубокая и точная. Внимательно наблюдайте характерное для человека выражение лица: если глаза - зеркало души, то выражение лица - запись всей его судьбы. 

Мне не сложно по фотографии лица человека, если на фото хорошо видны его глаза, рассказать о нем практически все, что вам интересно о нем узнать. Его характер - легкий или трудный, доверяет ли он людям, сколько у него друзей и какие у него друзья, увлекающийся он человек или скорее холодновато-рассудительный, насколько это человек порядочный или склонный к подставам. Для внимательного человека с опытом уже по фотографии девушки, повторю, несложно прочитать, какой она будет женой, матерью и хозяйкой, насколько она упряма и умеет ли она себя организовывать. Так же, на тренингах для руководителей участники показывают мне фото своих сотрудников на своих айфонах, тогда вначале я им рассказываю то, что они об этих сотрудниках уже знают, а после этого то, что им узнать важно. Глядя на фото, я рассказываю перспективы этих сотрудников как руководителей, стиль их руководства, способность руководить большим коллективом, поведение в конфликтах, будет ли он воровать и есть ли у него опасность будущего алкоголизма. Если бы люди знали, сколько о них может рассказать их лицо!

            Слушайте голос человека. Лучше всего, если вы сможете не слышать содержание, сможете слушать голос просто как музыку или голос иностранца, тогда вы услышите его характер. Голос опытного руководителя отличается от голоса начинающего сотрудника, в тембре голосе и интонациях несложно расслышать воспитанность или ее отсутствие, по одному тембру можно сказать, умеет ли этот человек любить и способен ли он на любовь вообще. Я убежден, что отсутствие в голосе некоторых тембров делает человек неспособным любить. Страшно? Но подключив нужные голосовые резонаторы, освоив нужные тембры и выучив нужные интонации, человек способность любить - обретает. Удивительно, невероятно, но по крайней мере для меня это факт, и именно поэтому работа с голосом, с лицом, с телом - обязательна для всех моих студентов Университета практической психологии.               

 Н.Козлов


Мы работаем для вас уже более 25 лет