Чем помочь первокласснику: советы психолога родителям.
Слишком активная подготовка
Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его сын или дочка были самыми лучшими, поэтому подготовке к школе они уделяют особое внимание – тем более, если изучение букв и цифр, чтение книг и письмо действительно нравятся ребенку, и он делает успехи. Лучшей наградой таким родителям становится похвала учителя: «Ваш ребенок – умница!».
Тем не менее, слишком налегать на тренировку школьных навыков не стоит. Дело даже не только в том, что ребенку с непривычки будет тяжело осваивать большое количество новой информации и умений. Есть еще один момент: малышу, который уже хорошо знаком с тем, что его одноклассники только начинают проходить на первых занятиях, очень скоро станет скучно в школе. А через несколько месяцев или полгода запас знаний, который вы дали ребенку в процессе подготовки к школе, будет исчерпан: школьная программа будет все сложнее, и вашему первокласснику, привыкшему прохладно относиться к учебе, будет непросто пересмотреть свое отношение к ней.
Учеба на износ
Привить ребенку любовь к учебе и помочь ему адаптироваться к новому ритму жизни – безусловно, важнейшая задача родителей. Однако подчас они понимают ее слишком буквально, забывая о том, что первоклассник – все еще ребенок, которому нужны и игры, и прогулки, и, конечно, здоровый полноценный сон.
Не стоит внушать вчерашнему дошкольнику, что детство для него закончилось и наступили суровые будни: ему будет гораздо проще адаптироваться к учебному процессу, если он будет знать, что, закончив уроки, сможет пойти погулять с друзьями или поиграть в любимую игру.
Родители должны сформировать для отпрыска такой режим дня, в котором нашлось бы место и для любимых занятий, и для продуктивной учебы. Стремиться сделать домашнее задание сразу после возвращения из школы – плохая идея. Это время лучше посвятить обеду, рассказу о школьных событиях и спокойному отдыху.
Откладывать выполнение домашнего задания на вечер тоже не стоит: уставший за день ребенок вряд ли сможет сосредоточиться. Садиться за уроки можно в 14.00 – 15.00. Помните о том, что работоспособность ребенка не бесконечна: так, первокласснику не стоит непрерывно читать более 10 минут, а писать – более 3 минут. Через 15 минут активной работы дайте малышу возможность встать со стула или переменить позу, а через 30 – сделайте полноценный перерыв с небольшой разминкой. После занятий обязательно отпустите вашего школьника погулять.
Ограничение свободы
Родители, привыкшие к тому, что их чадо – еще малыш, зачастую излишне опекают и контролируют его. Однако, пойдя в школу, ребенок попадает в большой коллектив, в котором ему нужно быть как минимум не хуже остальных.
Если же будущий первоклассник привык, что дома мама или бабушка достает ему ложку к обеду, завязывает шнурки и надевает шапку, он будет постоянно отставать от остальных, переодеваясь на физкультуру, забывать дома нужные учебники, то и вовсе опаздывать к началу занятий. Такое поведение вполне может испортить отношения со сверстниками.
Увеличивать степень самостоятельности ребенка рекомендуют постепенно, и для этого совсем не обязательно дожидаться 1 сентября. Учите его самостоятельно одеваться, не забывать мыть руки перед едой, брать с собой зонтик, если на улице идет дождь – словом, всем тем бытовым навыкам, которые взрослым кажутся простыми, но вовсе не являются таковыми для малыша. Кстати, очень важно приучить сына или дочь собирать школьный рюкзак без помощи взрослых.
Помните, что самостоятельность ребенка – это не только повседневные навыки, но и умение ориентироваться в окружающем мире. Убедитесь, что он знает свою фамилию, домашний адрес и имена родителей. Пусть он постепенно запоминает и школьную информацию – имя и отчество учителя, расписание уроков. Все это позволит ребенку не растеряться как в привычной ситуации, так и в незнакомой обстановке.
Минимум контроля
Другая крайность новоиспеченных родителей первоклассника – предоставление ребенку чрезмерной самостоятельности. Им кажется, что все, чему учат их сына или дочь, – элементарные вещи, которые любой ребенок освоит без труда.
Такие родители часто забывают, что для первоклассника школа – не просто определенный объем новой информации, который нужно усвоить. Это – изменение всего образа жизни ребенка, который еще вчера ходил в детский сад и не знал других занятий, кроме как играть и радоваться жизни.
На первых порах придется интенсивно помогать сыну или дочери, которые корпят над выполнением домашнего задания. Нет, рисовать за ребенка палочки и крючки в прописях, конечно, не стоит, но вот поддержать его, ответить на неизбежно возникающие вопросы, дать уверенность в том, что он все делает правильно, нужно обязательно.
Следите за осанкой ребенка, за тем, чтобы он не проводил слишком много времени за рабочим столом, чтобы сделал все домашние задания к завтрашнему дню – словом, за всеми моментами, которые ребенок пока не в состоянии контролировать. Однако не нужно надолго вживаться в роль надзирателя: постепенно передавайте ребенку все больше «полномочий» в отношении его домашнего задания с тем, чтобы со временем он мог все делать самостоятельно.
Перфекционизм
Завышенные ожидания родителей по отношению к ребенку – одна из самых болезненных тем, с которыми впоследствии работают уже взрослые психологи и психиатры. Мамы и папы готовы часами заниматься с ребенком математикой, чистописанием и рисованием, чтобы потом учительница привела его работу в пример всему классу.
Но многочисленные примеры показывают, что взаимосвязь между успехами в начальной школе и последующими достижениями взрослеющего ребенка весьма условна. Поэтому в этом отношении стоит проявить терпение и деликатность.
Не нужно сравнивать результаты сына или дочери с успехами одноклассников или знакомых. Такая методика легко приводит к формированию заниженной самооценки, которая создаст ребенку много проблем в будущем. Не стоит и чрезмерно увеличивать нагрузку ребенка, заставляя его переделывать задания до получения блестящего результата: это чревато переутомлением, повышением тревожности.
Постарайтесь дать понять ребенку, что вам было бы приятно, если бы он немного постарался, но вы любите его вне зависимости от его школьных успехов. Уверенный в этом, он не будет бояться возвращаться домой, получив тройку, и не станет скрывать от вас свои неудачи.
Несерьезное отношение к «маленьким» проблемам
Первые успехи и трудности, школьные проблемы и их решения могут показаться вам не слишком серьезными, однако не стоит доводить эту информацию до ребенка. Для него школа – это новый мир, в котором он играет важную роль, поэтому ваше отношение к происходящему должно быть соответствующим.
Не позволяйте себе пренебрежительных или саркастических высказываний в адрес педагога, школьной программы или других учебных аспектов. С уважением относитесь к задачам, которые стоят перед ребенком, и радуйтесь его успехам вместе с ним – позднее и задачи, и успехи станут более серьезными.
Яркие школьные аксессуары
Стараясь развлечь малыша и скрасить его школьные будни, многие родители стремятся экипировать его «повеселее»: в результате в портфеле первоклассника оказываются тетради с яркими рисунками на обложках, пенал со встроенной мелодией, ручки с головами мультипликационных персонажей и еще много интересного.
Все это, возможно, доставит маленькому ученику радость, однако одновременно отвлечет его от занятий. Даже если в вашей школе не принята школьная форма, проявлять излишнюю изобретательность в отношении гардероба первоклассника тоже не нужно: мало того, что рюши, банты или другие аксессуары или предметы одежды могут оказаться попросту неудобными, они еще и способны поставить вашего ребенка в неловкое положение, если он будет слишком выделяться на фоне одноклассников.
Что касается списка школьных принадлежностей, то о нем лучше спросить у педагога за несколько недель до начала учебного года. Это позволит избежать ненужных трат на приобретение предметов, которые окажутся невостребованными, и купить именно те принадлежности, которые будут наиболее удобны для учебного процесса.
Не забудьте также о том, что помимо канцелярии и материалов для творчества, ребенку потребуются дополнительные предметы – мешок для сменной обуви, контейнер для перекуса и другие.